Menu

Кондиционер и климат контроль – Климат контроль и кондиционер: отличия в автомобиле, принцип работы и устройство

Содержание

Кондиционер и климат-контроль: есть ли разница? — журнал За рулем

Внешне отличить кондиционер от климат-контроля можно по наличию клавиши «auto» на блоке управления в салоне. Но что дает эта кнопка при эксплуатации машины?

Материалы по теме

Кондиционер в машине незаменим в знойную погоду. Вот только на его блоке управления приходится постоянно что-то настраивать. Другое дело — климат-контроль: выставил желаемую температуру, нажал кнопочку «auto» и забыл обо всех коррекциях. Это, конечно, в идеале. А на деле некоторые современные автомобили отличаются далеко не самым адекватным алгоритмом работы климат-контроля: то дует не туда, то электроника отказывается поддерживать выставленную температуру. Хотя это уже тема отдельного разговора. Мы же сосредоточимся на технических отличиях кондиционера от климат-контроля.

Кондиционер и климат-контроль различаются примерно так же, как карбюраторный и инжекторный моторы. Чтобы автоматически поддерживать заданные водителем параметры, структурную схему обычного кондиционера снабдили отдельным «мозгом», датчиками и приводами с электронным управлением.

За кнопками на панели климат-контроля скрывается сеть из датчиков, электрических приводов, блока управления и отдельной шины управления.

За кнопками на панели климат-контроля скрывается сеть из датчиков, электрических приводов, блока управления и отдельной шины управления.

В панель климат-контроля на центральной консоли встроен блок управления. Собирая данные с различных датчиков, с помощью исполнительных устройств он корректирует скорость вентилятора, положение заслонок (отвечают за температуру и направление потоков воздуха) и производительность компрессора кондиционера. В любой момент водитель может отключить автоматический режим работы системы и управлять ею вручную на свое усмотрение. В случае с обычным кондиционером электронной альтернативы нет, и человек должен сам орудовать переключателями на передней панели.

Руководство

В отличие от климат-контроля, на панели управления кондиционером, как правило, красуются механические переключатели. Регуляторы температуры и направления потоков воздуха соединены тросами с соответствующими заслонками в блоке печки/кондиционера. На некоторых бюджетных моделях машин до сих пор встречается подобный привод заслонки режима рециркуляции воздуха. Иногда применяется и вакуумный привод, но он также является «ручным» и не способен функционировать в автоматическом режиме.

Панель управления кондиционером в Логане первого поколения — характерный пример, когда все заслонки имеют тросовый привод. Огромная ручка внизу выдает бюджетность конструкции.

Панель управления кондиционером в Логане первого поколения — характерный пример, когда все заслонки имеют тросовый привод. Огромная ручка внизу выдает бюджетность конструкции.

Есть у кондиционера и электрические регулировки. Кроме кнопки активации компрессора, это еще и управление скоростью моторчика вентилятора (с помощью резистора), даже если переключатель на панели механический. Но в любом случае производительность системы корректируется только вручную. Также на многих машинах применен электрический привод заслонки рециркуляции (моторчик со скользящим контактом вместо троса). По конструкции он схож со своим собратом в климат-контроле, но лишен автоматического режима работы.

В этом случае у кондиционера электрический привод заслонки рециркуляции воздуха. За кнопкой кроется моторчик с тягой, а не трос.

В этом случае у кондиционера электрический привод заслонки рециркуляции воздуха. За кнопкой кроется моторчик с тягой, а не трос.

Под контролем

Материалы по теме

В случае с климат-контролем все заслонки имеют электрические приводы. Ими заведует блок управления. Привод заслонки рециркуляции имеет всего два фиксированных положения (отрыто или закрыто), а у заслонок, отвечающих за температуру и направление потоков воздуха, более продвинутый алгоритм работы (возможен любой угол открытия).

Скоростью моторчика вентилятора управляет уже не обычный резистор, а полупроводниковый транзистор. В ручном режиме управления он имеет несколько фиксированных ступеней. Их число зависит от конструкции поворотной шайбы на панели управления. А при включенном режиме «auto» скорость задает непосредственно блок управления с более широким набором промежуточных значений скорости.

По сравнению с 

www.zr.ru

Кондиционер или климат контроль — в чем разница

Комфорт в салоне автомобиля – это один из самых важных показателей, от которых зависит то, купят ли автомобиль. И даже самый роскошный салон, удобное сиденье и эргономичный руль не будут приносить удовольствие, ели в салоне автомобиля будет слишком холодно или слишком жарко. Именно по этой причине инженеры и начали работать над созданием системы, которая позволяла бы охлаждать воздух в автомобиле в летнее время и добилась результата достаточно рано.

Уже в 1940 году был разработан первый автомобиль, оснащенный кондиционером. Конечно, от современных климат систем и кондиционеров кондиционеры довоенной эпохи не дотягивали ни по каким показателям, да и более совершенные кондиционеры для автомобилей появились лишь спустя 13 лет, но тем не менее, это был настоящий прорыв. Более того, установка кондиционера внутри Chrysler Imperial в 1953 году принесла свои плоды – развитие отрасти производства кондиционеров для авто, благодаря которой впоследствии и появились системы климат контроля.

  • Определимся с понятиями «кондиционер» и «климат контроль»
  • Для чего нужен электронный блок управления
  • Управление кондиционером и климат контролем
  • Особенности в работе систем климат контроля зимой
  • Как не простудиться под кондиционером
  • Добиваемся максимальной эффективности климат контроля
  • Секреты и советы
  • Определимся с понятиями «кондиционер» и «климат контроль»

    Если коротко говорить о том, в чем заключается разница между кондиционерам и системами климат контроля, то в первую очередь нужно обозначить, что это совершенно разные понятия, которые часто попросту путают друг с другом. Это совершенно не удивительно, ведь обе системы очень похожи по своим основным задачам – поддерживать в салоне автомобиля комфортную для водителя и пассажиров обстановку. Однако, стоит сказать, что кондиционер появился намного раньше и долгое время был единственным инструментом для управления температурой в салоне автомобиля.

    Обзор климат контроля в Renault Latitude:

    Уже значительно позже появилось понятие системы климат контроля, которая включила в себя и кондиционер и печку и другие способы управления температурой и влажностью воздуха в салоне машины.

    Основные отличия кондиционера

    Кондиционер предназначен только для того, чтобы охлаждать воздух внутри салона автомобиля. В летнее время интенсивность его работы регулируется при помощи переключения интенсивности работы вентилятора. Чем быстрее он дует, тем быстрее охлаждается воздух внутри салона автомобиля. В том же случае, когда воздух нужно нагреть, включается печка, которая нагревает воздух, который разгоняет по салону все тот же вентилятор.

    Стоит заметить, что при работе кондиционера, если он включен на подогрев, то воздух, забираемый из салона для обработки, сначала подсушивается, а потом уже в зависимости от настроек кондиционера, либо подогревается, либо охлаждается. Управление кондиционером может осуществляться либо при помощи механической системы регулирования, либо при помощи цифровых индикаторов, в зависимости от модели автомобиля.

    Отличия климат контроля

    В отличие от кондиционеров, системы климат контроля представляют собой автоматические системы поддержания в салоне авто постоянной температуры. Задается такая температура чаще всего через электронные системы управления, которые и регулируют интенсивность работы встроенного кондиционера, печки и системы вентиляции. Состоит система климат контроля из нескольких встроенных систем.
    Это в первую очередь электронный блок управления, контролирующий при помощи датчиков текущую температуру внутри салона, влажность, а также осуществляет контроль температуры и влажности воздуха за бортом автомобиля. Есть даже модели систем климат контроля, которые учитывают и солнечную радиацию за бортом авто, что в большинстве своем попросту не нужно.

    Кроме электронного блока управления отличий между системой климат контроля и между кондиционером, по сути, нет, но именно этот центральный блок и является тем, что делает езду в автомобиле комфортной. Не нужно следить за своими ощущениями в салоне и отвлекаться от управления автомобилем для того, чтобы прикрутить печку или сделать посильнее кондиционер, ведь все это сделает климат контроль, если его правильно настроить.

    Для чего нужен электронный блок управления

    Электронный блок управления использует данные, полученные с датчиков, расположенных внутри автомобиля и за его бортом, анализирует настройки желаемой температуры внутри салона и на основании этих данных высчитывает что нужно сделать для выполнения желания водителя. Именно полноценный анализ позволяет составить идеальную схему работы системы климат контроля.
    При этом снижается и расход топлива, ведь от того, насколько интенсивно нужно нагревать и охлаждать воздух, будет зависеть и потребляемая энергия. А в том случае, если правильно настроить и отладить систему кондиционирования, интенсивность работы кондиционера и печки будет минимальной, так что и расход топлива будет очень сильно уменьшаться.

    Управление кондиционером и климат контролем

    Управление кондиционером осуществляется исключительно вручную. На приборной панели есть кнопки, обозначенные «снежинкой» и кнопка, обозначенная значком «A/C», соответственно и управление осуществляется всего этими двумя кнопками.

    В случае с климат контролем все несколько сложнее, но в то же время и проще. Большая часть автомобилей, оснащенных такой системой, оборудованы и кнопкой «Auto», которая включает систему климат контроля. После того, как система включается, проводится анализ всех показателей датчиков и система начинает работать таким образом, чтобы охладить или нагреть температуру внутри автомобиля до установленной.

    Принцип работы компрессора кондиционера:

    Конечно, нельзя сказать, что абсолютно все автомобили, оснащенные кондиционерами или системами климат контроля, оборудованы именно так, как описано, но в большинстве своем именно так и есть.

    Особенности в работе систем климат контроля зимой

    В зависимости от марки автомобиля, его комплектации, да и вида самой системы климат контроля, алгоритм их работы может достаточно сильно отличаться. Чаще всего эти отличия видны в зимний период, когда во время прогрева автомобиля центральный блок управления может самостоятельно управлять воздушными заслонками, чтобы сначала обогреть стекла, а потом по мере прогрева двигателя автомобиля будет опускать струю воздуха на сиденья и на ноги. В самом конце программы прогрева автомобиля поток воздуха направляется только на лицо водителя, ведь именно в таком состоянии автомобилисту будет комфортнее всего вести авто.


    Алгоритм работы каждой системы климат контроля индивидуален. Дело в том, что некоторые системы климат контроля настроены на прогрев автомобиля несколько иначе. Кроме того, некоторые системы климат контроля можно настроить индивидуально, так что единого алгоритма работы таких систем попросту не существует. Более того — некоторые режимы работы системы климат контроля могут автоматически отключать кондиционер в тех случаях, когда есть возможность запотевания стекол изнутри.

    Как не простудиться под кондиционером

    Наличие в салоне автомобиля такой системы – это еще не стопроцентная гарантия комфорта в автомобиле. Нужно еще и правильно использовать климат контроль и кондиционер, чтобы поддерживать в салоне действительно комфортную температуру. Кроме того, если установить в салоне авто кондиционер на очень низкую отметку, когда за окном летняя жара, крайне велика вероятность простудиться. Чтобы этого не случилось, при коротких поездках нужно отказаться от слишком низких температур в салоне, хоть соблазн установить кондиционер на 15-18 градусов очень велик после раскаленного воздуха на улице. Лучше всего установить температуру в салоне на отметку на 5-7 градусов ниже, чем за окном.

    В том же случае, если вы планируете дальнюю поездку, то температуру можно снизить до достаточно низкой, но делать это нужно очень аккуратно и постепенно. Снижайте температуру в салоне на 5-7 градусов каждые 1-2 часа и вы не только не простудитесь, но и постоянно будете чувствовать себя комфортно в салоне.

    В зимнее же время стоит регулировать систему климат контроля таким образом, чтобы вам в салоне не было слишком жарко, ведь после поездки вы выйдете на улицу и если там слишком холодно, то вы можете простудиться. Чаще всего климат контроль устанавливается на отметке в 22-26 градусов в салоне автомобиля в зимнее время, ведь после такой температуры человек сможет вполне комфортно себя чувствовать и на улице. В таком случае система климат контроля будет куда удобнее, чем кондиционер или печка, ведь водителю не нужно будет контролировать температуру в салоне и отвлекаться от поездки.

    Добиваемся максимальной эффективности климат контроля

    Кроме правильной настройки системы климат контроля и ее наличия, нужно создать еще и правильные условия в салоне автомобиля. В первую очередь нужно обращать внимание на состояние радиатора-испарителя. Если не проводить регулярную чистку его поверхности, там могут образоваться болезнетворные бактерии, которые могут впоследствии вызвать заболевания дыхательной системы людей, которые часто ездят в таком автомобиле. Эта чистка проводится достаточно просто, так что просто нужно время от времени ее проводить и подобной проблемы не возникнет.

    Для того, чтобы и кондиционер и климат – контроль работали с максимальной эффективностью, лучше всего организовать в салоне авто следующие условия:

    • Закрыть окна
    • Закрыть люк автомобиля
    • Проверить плотность закрытия дверей
    • При необходимости уплотнить стыки дверей и корпуса авто

    В таком случае работа системы кондиционирования и климат контроля в режиме рециркуляции будет максимально эффективной. Конечно, режим рециркуляции очень удобен и экономит энергию автомобиля, которую было бы нужно затратить на охлаждение или нагрев воздуха, который попал в систему кондиционирования с улицы, но раз в 10-15 минут нужно эту функцию ненадолго отключать, чтобы дать в салон доступ свежему воздуху. Но не стоит этого делать, если вы проезжаете через задымленный участок дороги.

    Также стоит производить забор воздуха с улицы и после длительной стоянки автомобиля в летнее время, так как иначе в салоне будет слишком жарко и режим рециркуляции не будет энергосберегающим, а наоборот – лишь повлечет за собой увеличение расхода топлива. Однако, после уже даже небольшого снижения температуры в салоне, режим рециркуляции можно будет включить.

    Секреты и советы

    Предыдущие советы вам может дать практически любой, но есть и такие советы, о которых знают далеко не все. Самым важным из них является правило использования компрессора кондиционера. Если вы хотите использовать его с максимальной эффективностью, то мы рекомендуем вам следить за тем, чтобы компрессор кондиционера работал тогда, когда двигатель автомобиля будет работать на высоких оборотах. Для этого следует переключаться на пониженную передачу и тогда обороты двигателя, а соответственно и вала компрессора увеличатся.

    Учтите также, что в сырую погоду кондиционер лучше включать, ведь в таком случае влага из салона автомобиля будет конденсироваться на стенках радиатора-испарителя и окна авто не будут запотевать. Ну а в том случае, если нужно немного просушить воздух в салоне, попробуйте включить одновременно и печку и кондиционер. Кроме того – в зимнее время когда запустите двигатель для того, чтобы он прогрелся, и если у вас установлены в автомобиле обычный кондиционер и печка, а не климат контроль, то запустите печку на обогрев и пока двигатель прогреется, стекла также оттают.

    4gear.ru

    Климат контроль и кондиционер: отличия в автомобиле, принцип работы и устройство

    Система поддержания нужной температуры в салоне автомобиля настолько привычна большинству автовладельцев, что мало кто задумывается, с чего всё начиналось. Первой попыткой охладить уставших от жары пассажиров была простейшая вентиляция салона. Помните угловые форточки на старых автомобилях, поворачивающиеся под углом, как воздухозаборники? При отрытых настежь окнах струя воздуха врывалась в салон движущегося автомобиля и дарила прохладу автовладельцу и его компаньонам вместе с пылью, шумом и возможностью простудиться от сквозняка. К тому же такая система не работала тогда, когда в ней больше всего нуждались — на стоянках и в пробках под палящим солнцем.

    Поэтому уже в далёких ныне 30-х годах XX в. в Америке — стране победившего комфорта — самые дорогие и «навороченные» авто класса лимузин начинают опционально оснащаться системой охлаждения воздуха в салоне — размером в пол-багажника, без регулировок, и отбирающей до половины мощности двигателя, работающего на малых оборотах. В Европе же до 80-х годов о машинах с кондиционерами даже особо и не задумывались.

    Сегодня только бюджетные линейки автомобилей не оснащаются кондиционерами в нулевой комплектации. Для всех остальных случаев система охлаждения воздуха в салоне — норма. Помимо стандартного кондиционера многие автопроизводители оснащают свои детища климат-контролем. Отличия климат-контроля и кондиционера в автомобиле и каковы особенности каждой из систем, должен знать каждый автовладелец, ведь это поможет правильно и долго эксплуатировать данные агрегаты без поломок.

    Как работает кондиционер

    Со времени своего появления физическая основа работоспособности охлаждающих машин не претерпела существенных изменений. Это основа — способность веществ поглощать, либо отдавать накопленное тепло при переходе из одного агрегатного состояния в другое (то есть при испарении и конденсации). Кондиционер — не единственное устройство в автомобиле, которое работает на этом принципе. Система охлаждения двигателя через радиатор — ещё один пример, где в качестве теплоносителя раньше использовалась обычная вода, сейчас — тосол или антифриз.

    В современности кондиционер является обязательной функцией и оснащён даже автомобилях с минимальной комплектацией

    В агрегатах кондиционирования теплоноситель носит названия хладагента. В настоящее время это различные марки фреонов — особых углеводородов с нужными точками кипения и конденсации. Помимо хладагента, в контуре охлаждения циркулирует масло особых марок. Оно обеспечивает долговременную и бесперебойную работу трущихся и движущихся механизмов. Расположены эти детали преимущественно в компрессоре. Масло и хладагент находятся в состоянии смеси, поэтому при утечке происходит не только падение давления и коэффициента полезного действия, но и снижается безопасность работы механизмов.

    Компрессор

    Самая важная деталь, которая обеспечивает работоспособность охлаждающего устройства. Он сочетает в себе две функции. Во-первых, является насосом, который обеспечивает прокачку по всем трубопроводам фреона, находящегося в жидком или газообразном состоянии. Во-вторых, внутри компрессора создаётся давление, которое сгущает пары фреона, поступившие из испарителя. Под влиянием давления газ переходит в жидкость с одновременным изменением температурных характеристик.

    Общий вид компрессора кондиционера

    Компрессор приводится в движение методом отбора мощности от коленчатого вала через приводной ремень. При работе кондиционера тратится в среднем от 5 до 15 л. с., поэтому если двигателю под нагрузкой не хватает мощности, включение обдува холодным воздухом только усугубит ситуацию. Между шкивом и ротором компрессора дополнительно есть электромагнитная муфта — она разобщает двигатель компрессора, когда его нужно выключить.

    Компрессор выполняет важную задачу — он разделяет контуры высокого и низкого давления жидкости и газа. Первый называется нагнетательной системой, второй — всасывающей.

    Конденсатор

    Вы можете встретить название «конденсёр», но сути дела это не меняет. По виду он напоминает автомобильный радиатор и располагается там же. В радиаторе фреон, сгущённый в компрессоре и ставший благодаря этому горячим, должен охладиться. Поэтому производители стараются вынести конденсатор как можно ближе к переднему краю, за радиаторную решётку. Здесь набегающий поток воздуха при движении помогает охлаждению. Имеется у конденсатора и свой вентилятор, или даже пара вентиляторов — для быстрого достижения эффекта. Правда, здесь есть и обратная сторона медали. Находясь впереди, конденсатор постепенно забивается дорожной пылью и грязью, мусором, насекомыми. Со временем это может ухудшить теплообмен, поэтому автолюбителю нужно периодически проверять его состояние и очищать механическим способом. Это поможет продлить срок службы системы и увеличить упавший КПД.

    Конденсатор кондиционера распологается перед радиатором под капотом

    Осушающий фильтр

    Этот элемент не обеспечивает физику процесса охлаждения, но способствует её качеству и бесперебойности. Дело в том, что фреон накапливает в себе влагу, которая обладает другими параметрами испарения и конденсации, а значит мешает исполнению главной функции кондиционера. Кроме того, влага более агрессивна влияет на металлические части, способствует коррозии. Осушение хладагента приводит его к изначальному состоянию. Ну а фильтрация позволяет удалить из теплоносителя механические включения, попавшие туда в процессе эксплуатации — пыль, грязь, мелкий мусор.

    Расширительный клапан

    Второе его название — терморегулирующий вентиль. Поступивший из фильтра-осушителя фреон дозированными порциями подаётся из расширительного клапана в испаритель. При прохождении клапана хладагент переходит из жидкого состояния в газообразное, но не до конца. На этом этапе фреон представляет взвесь газа и мелкодисперсной жидкости. Похожее состояние вы можете наблюдать, когда распыляете что-либо из аэрозольного баллончика. Иногда на ТРВ ставят специальный глазок для визуального контроля за количеством теплоносителя в системе.

    Основная функция расширительного клапана — снять внутреннее напряжение перед испарителем, что приведёт к его охлаждению

    Испаритель

    Это тот же радиатор, только работающий наоборот. Если в радиаторе атмосферный воздух охлаждает горячую жидкость внутри, то в испарителе поступающий холодный фреон в состоянии газ-жидкость охлаждает окружающее пространство. Для этого в паре с испарителем работает вентилятор, который прогоняет воздух салона через испаритель и охлаждает его. Вентилятор барабанного типа, как и в стационарных комнатных сплит-системах. Испаритель обычно не очень больших размеров.

    Для корректной работы кондиционера рекомендуется проводить чистку испарителя не реже раза в 2-3 года

    Система трубопроводов и датчиков

    Разводка кондиционера представлена трубками, выполняющимися из меди или медных сплавов. Они образуют маршрут фреона от конденсатора к испарителю через компрессор. От компрессора и конденсатора они тонкие и горячие, а обратный контур от испарителя обратно до компрессора — большего сечения и холодный. Также кондиционер включает систему сбора влаги, которая конденсируется на поверхности испарителя. Сливается собранная вода непосредственно под днище автомобиля. Вот причина появления лужиц под машиной, в которой на стоянке работал кондиционер. Также охлаждающее устройство имеет несколько датчиков, которые соотносят режим работы элементов кондиционера с заданными параметрами температуры.

    Последовательность работы

    При нажатии кнопки на панели приборов происходит запуск компрессора. Поскольку шкив приводится в действие вращением коленвала, запуск возможен только при работающем двигателе. Электромуфта подключает шкив к механизму компрессора, и он начинает прогонять хладагент по системе, одновременно сжимая его. Горячий фреон поступает в конденсатор, где не только охлаждается, но и полностью переходит в жидкое состояние, конденсируется. Обдув уличным воздухом с помощью вентилятора и силы встречного потока ускоряют этот процесс. Хладагент проходит через фильтр-осушитель, где очищается и избавляется от влаги. При прохождении через расширительный клапан давление в системе резко понижается, жидкость переходит в состояние аэрозоля. Вследствие такого перехода фреон начинает кипеть, то есть переходить в газообразное состояние и становиться холодным. Будучи поданным в испаритель, он понижает его температуру. Воздух, продуваемый через испаритель вентилятором, подаётся в салон через специальные вентиляционные отверстия. Отдавая холод в испарителе, фреон в газообразном состоянии идёт по обратному контуру в компрессор, где цикл замыкается. По достижении нужной температуры в салоне датчик подаёт сигнал на отключение гидромуфты, и кондиционер некоторое время «отдыхает».

    Принцип работы автомобильного кондиционера схож с работой домашнего кондиционера или холодильника

    Видео: принцип работы кондиционера

    Что такое климат-контроль в автомобиле

    Климат-контроль — это опция, которой изначально стали оснащаться автомобили представительского и бизнес-класса. Со временем технические возможности позволили значительно удешевить и оптимизировать систему климат-контроля. Сейчас его устанавливают в большинство автомобилей среднего класса и опционально — в недорогие машины малого класса.

    Климат-контроль позволяет поддерживать необходимую температуру в салоне на заданном уровне

    Климат-контроль — это комплексная система поддержания заданной температуры в салоне автомобиля, которая включает в себя несколько элементов, каждый из которых служит этой цели.

    Кондиционер

    Охладить воздух в машине в жаркую погоду может только кондиционер. Система с компрессором, испарителем, конденсатором и фреоном в качестве теплоносителя обеспечивает комфортные условия в жару.

    Отопитель

    Отопитель появился в автомобилях на постоянной основе значительно раньше кондиционера. Это связано с тем, что в любом автомобиле элементы, необходимые для работы печки, изначально присутствуют в конструкции. К ним относится радиатор охлаждения двигателя, ведь двигатель при работе нагревается всегда, независимо от времени года и климата. Достаточно просто отвести теплоноситель из радиатора в отдельный испаритель, поближе к салону, и подключить вентилятор, который будет направлять поток воздуха на горячий испаритель. Нагретый воздух попадает в салон компенсирует низкую забортную температуру. Долгое время отопители направляли воздух из-под приборной панели в нижнюю часть салона. Современные модели подключены к системе воздуховодов.

    Система воздуховодов

    Воздух, подаваемый в салон от испарителей кондиционера и отопителя, будет иметь малую эффективность в случае неграмотного распределения по салону. До появления воздуховодов тёплый воздух принято было направлять единой струёй вниз, в ноги пассажиров. Холодный воздух первых кондиционеров подавался из-под заднего стекла вверх, огибал потолок и опускался на пассажиров. В основе этих процессов лежит физика и физиология. Холодный воздух опускается вниз, тёплый поднимается наверх — так обеспечивается. Когда человек замерзает, согреть в первую очередь хочется ноги, а если ему жарко, то охладить лучше голову и верхнюю часть туловища.

    Принцип работы климат-контроля в автомобиле: воздух снаружи нагнетается вентилятором в испаритель, в котором охлаждается, затем подаётся в печку для нагрева и поступает в салон

    Воздуховоды решили проблему перераспределения.воздушных масс. Нужную температуру стало поддерживать намного легче, ведь воздух подаётся одновременно в несколько точек в салоне. Более того, водитель и пассажиры могут сами выбрать, куда направить, куда направлять воздушную струю.

    Также очень полезной является функция обдува стёкол, прежде всего, ветрового. От влажности оно может запотеть, а в мороз и вообще обледенеть, что затрудняет обзор и может привести в аварийной ситуации. Обдув стекла сохраняет его чистым в мороз, снег и дождь, при условии работы дворников, конечно.

    Кроме того, в системе климат-контроля осуществляется не просто перемещение воздушных масс внутри салона, но и приток забортного воздуха, его фильтрация и приведение к нужному температурному состоянию.

    Система датчиков

    Работоспособность климат-контроля невозможна без специальных датчиков. Регистрировать они могут не только температуру, но и влажность, и даже степень загрязнённости воздуха. Чем совершеннее и дороже система климат-контроля, тем больше датчиков установлено в автомобиле. В разных частях салона температура различна, поэтому если датчик установлен под потолком, он будет давать неполную картину. Хорошей считается система с трёхточечным расположением: вверху в потолке, внизу в ногах и на приборной панели. Иногда к этому прибавляется датчики внешней температуры, уровня солнечной инсоляции и множество других.

    Электронное управление

    Все составляющие климат-контроля были бы бесполезным грузом, если бы не центр — электронный «мозг», получающий команду на поддержание температуры. Он собирает информацию от датчиков и включает те системы, которые необходимы: в жару — кондиционер, в мороз — отопитель, в дождь — обдув ветрового стекла тёплым воздухом. Помимо температуры и скорости воздушного потока в некоторых машинах есть заслонки с сервоприводом, которые открываются на заданную величину. Введя комфортные параметры, можно забыть о регулировке температуры — компьютер позаботиться об этом.

    Электронный блок управления (ЭБУ) учитывает показания датчиков и регулирует температуру в салоне

    Виды климат-контроля

    В зависимости от «навороченности» климат-контроля, у него есть разные возможности по поддержанию условий в салоне авто. Выделяют следующие виды:

    1. Однозонный. Самый простой вид, температура берётся в среднем по салону, воздух из заслонок поступает везде одинаковый. У такого климат-контроля минимальное количество датчиков.
    2. Двухзонный. Более совершенная система. Позволяет сделать различные условия для водителя и переднего пассажира. Удобно, если у них разные предпочтения по комфорту. Задние пассажиры обдуваются неким усреднённым воздухом, который перемешался.
    3. Многозонный. Дорогой климат-контроль помимо максимального количества датчиков имеет воздуховоды с автозаслонками не только на передней панели и под ней, но и в просвете между передними сидениями, а также в подлокотниках задних сидений или под задним стеклом. Такими системами оснащаются машины бизнес-класса.

    Двухзонные системы позволяют регулировать температуры для водителя и пассажира, сидящего на переднем сидении, раздельно

    Основные отличия

    Основное отличие — в спектре действий, за которые отвечает система Кондиционер — это устройство только для охлаждения воздуха. Отопитель — отдельный агрегат со своими регулировками, и водитель сам решает, когда и в какой степени задействовать то или иное устройство. Климат-контроль — это интегрированная система поддержания комфортной температуры, где отопитель и кондиционер включаются по команде электронного блока управления.

    Климат-контроль имеет несколько датчиков, которые будут определять режим его работы. Это не значит, что в кондиционере датчиков нет. Просто их там всегда будет меньше и они будут регулировать режимы включения-выключения компрессора.

    Плюсы и минусы разных систем

    Климат-контроль значительно удобнее обычного кондиционера тем, что водителю и пассажирам нет необходимости каждый раз подстраивать работу оборудования, как только условия поменяются. Достаточно ввести нужные значения в блок управления и наслаждаться комфортом.

    Только климат-контроль может создавать различные условия для водителя и пассажиров. Если комфорт превыше всего, то подход к его организации должен быть индивидуальным. Обычный кондиционер такой возможности не даёт.

    Климат-контроль также выигрывает в плане экономии топлива, так как вовремя отключает функции подогрева и охлаждения

    Климат-контроль принципиально сложнее, а значит и дороже своего родственника кондиционера. В случае выхода из строя электронного блока ремонт встаёт в солидную сумму. За расширенные функции придётся платить, и немало.

    Климат-контроль может не всегда адекватно выдавать желаемую температуру. Кроме того, если датчики расположены не совсем удачно, автоматика по этому значению может перегреть или переохладить автомобиль.

    Можно ли поставить климат-контроль вместо кондиционера

    Теоретически кондиционер любого автомобиля можно заменить на климат-контроль. Ведь почти все необходимые узлы — блок охлаждения, блок отопления, воздуховоды — уже есть. На практике есть множество нюансов.

    Например, климат-контроль требует автоматического управления заслонками, что потребует установления тросиков с двигателями или сервоприводов. Обязательно нужно будет установить несколько дополнительных датчиков. Одной из самых дорогих деталей будет установка «головы» — электронного блока управления.

    Для того чтобы переделать кондиционер на климат-контроль на кондиционер необходимо целиком разобрать переднюю панель

    Отсюда вывод: переделка системы охлаждения в полноценный климат-контроль сопряжена с большими расходами. Доверить такую операцию можно только проверенному сервису, где есть опыт подобных процедур. Если комфорт для вас превыше всего, тогда технически в этом нет ничего невозможного.

    Охладиться в жару и согреться в мороз — важная возможность, которая делает автомобиль не просто средством передвижения, а комфортным экипажем. Когда вы находитесь в дороге, такие системы, как отопитель, кондиционер, климат-контроль превращают поездку в удовольствие. Безусловно, комфорт стоит любых денег, ведь в автомобиле мы проводим часть жизни.

    Оцените статью:

    Поделитесь с друзьями!

    carnovato.ru

    Кондиционер и климат-контроль — в чем разница и что лучше

    Что делает салон автомобиля максимально удобным и приятным? Конечно, это уютные кресла, прекрасная эргономика и комфортная температура внутри салона. Когда на улице знойная жара или, наоборот, холода и сырость, так важно создать благоприятную атмосферу в своей машине для себя и своих пассажиров. Но что же выбрать, покупая автомобиль. Кондиционер или климат-контроль? Давайте разбираться в этих устройствах и их технических характеристиках более детально.

    Принцип работы кондиционера

    Главной задачей автокондиционера является охлаждение воздуха, поступающего в салон. Питается устройство благодаря вращению коленчатого вала по средствам ременной передачи. Меняя обороты вентилятора, водитель регулирует скорость поступающего в автосалон охлажденного потока воздуха. В холодное время года не замерзнуть в машине поможет печка.

    Интенсивность нагрева воздуха также регулируется вентилятором. Принцип работы кондиционера заключается в том, что сначала устройство забирает воздух из салона, высушивает его, затем уже охлаждает или нагревает и подает обратно в машину. Автокондиционер можно сравнить с холодильником в доме, основная функция которого – охлаждение. Устройство не прихотливо в обслуживании и работает в ручном режиме, принцип работы достаточно прост и понятен любому автовладельцу.

    Устройство климат-контроля

    За эффективность и качество работы климатической системы полностью отвечает электроника транспортного средства. Климат-контроль – это самостоятельная структура, необходимая для поддержания в салоне автомобиля постоянного температурного режима.

    Устройство способно изменять положение заслонок воздуходувов и определять наилучшее их положение, чтобы пассажирам было комфортно находиться в автосалоне на протяжении всей поездки. Климат-система мгновенно реагирует на изменение реальных атмосферных показателей за бортом и самостоятельно корректирует свои настройки.

    Главное сходство двух устройств

    И климатическая система и кондиционер имеют одну общую цель – создавать и поддерживать оптимальный температурный режим в салоне автомобиля, сделать пребывание в машине комфортным для водителя и пассажиров независимо от времени года и погодных условий.

    Отличие климатической системы от кондиционера

    Устройство климат-контроля представляет собой систему, состоящую из нескольких блоков. Посредством датчиков климатическое оборудование контролирует не только температуру, но и влажность воздуха в машине. В более продвинутых современных моделях климатического оборудования заложено определение и других параметров, таких как радиация от солнечных лучей, аэродинамическое давление при высоком скоростном режиме и температура за бортом. Но, как правило, такие функции редко используются автовладельцами. Если установлен климат-контроль, то у водителя полностью пропадает необходимость отвлекаться от управления транспортным средством на постоянную регулировку температуры.

    Климат-оборудование практически полностью исключает возможность простудиться пассажирам автомобиля и создает максимально комфортные условия во время поездки. Поэтому для семей с маленькими детьми, которые особенно восприимчивы к изменениям температурного режима и не имеют крепкого иммунитета – однозначно лучше выбирать климат-контроль.

    Чтобы не заболеть, рекомендуется выставлять температуру в машине на 5 градусов ниже уличной, не более.

    Климатическое оборудование оснащено блоком управления, который, считывая информацию с внутренних датчиков и датчиков, находящихся за бортом автомобиля, анализирует ее и принимает взвешенное решение, какая температура и влажность воздуха оптимально подойдет пассажирам при данных условиях. При этом водитель еще и экономит на топливе, так как полноценный анализ климат-контроля позволяет избежать ненужного переохлаждения или чрезмерного нагрева температуры воздуха в салоне.

    Управление климатической системой более сложное по сравнению с кондиционером, который регулируется вручную буквально двумя кнопочными панелями с изображением снежинки или надписью «А/С». С климат-контролем так просто разобраться не получится. Однако, единожды настроив свое климатическое оборудование, водитель надолго забывает о контроле влажности и температуры воздуха в автосалоне.

    Следует сказать, что в большинстве моделей климат-систем есть кнопка «Auto», которая необходима для запуска блока управления и начала анализа информации от датчиков. После считывания реальных показателей за бортом автомобиля и в салоне, происходит активация режима подогрева воздуха или его охлаждения. Но все-таки сказать, что все климатические системы идентичны будет неправильным, так как каждый производитель пытается создать свое уникальное оборудование, дополненное специальным неповторимым функционалом.

    В холодное время года, климат-контроль грамотно прогревает салон автомобиля, начиная с окон, спускаясь к ногам и в процессе управления машиной – в направлении «на водителя/пассажира».

    Важное отличие климатической системы от кондиционера – это способность создавать несколько зон микроклимата в салоне одного транспортного средства. Устройство климат-контроля может быть двух, трех или четырехзонной. То есть, наличие двухзонного климата позволяет создавать различные температурные режимы водителю и пассажиру.

    Очевидно, что более удобна в эксплуатации климат-система. Однако она имеет ряд существенных минусов по сравнению с автокондиционером:

    • Высокая цена (как известно, за комфорт нужно платить)
    • Низкая надежность климат-контроля ввиду сложной сборки из различных электронных элементов.
    • Дорогостоящий ремонт в случае поломки ввиду труднодоступности некоторых элементов системы, сложности конструкции и непростой диагностики.

    На фоне этих недостатков кондиционер выглядит более надежным и позволяет к тому же сэкономить ваши денежные средства.

    Установка кондиционера в автомобиль было настоящим техническим прорывом. Сегодня водитель с трудом может представить себе машину, в которой нет климат-контроля или кондиционера. Это уже неотъемлемая и важная составляющая любого современного транспортного средства.

    Выбирая между двумя устройствами, правильно соотносите свои финансовые возможности и потребности. Для поездок с детьми прекрасно подходит климатическая система, способная создать идеальный температурный режим для самых маленьких пассажиров. Если же вы не гонитесь за техническими характеристиками устройства и ваша цель – надежность и простота, тогда сделайте выбор в пользу кондиционера.


























    vchemraznica.ru

    Чем отличается климат контроль от кондиционера

    Летом без специальных систем, охлаждающих воздух в автомобиле, просто не обойтись. Да и зимой без обогрева салона тоже далёко не уедешь. Комфортная температура в машине — это очень важно. И обеспечить её водитель может ещё на стадии выбора авто и установленных в нём систем, чётко понимая, чем отличается климат контроль от кондиционера. Обогрев и охлаждение — работа именно этих устройств, и от того, которому из них будет отдано предпочтение, зависит будущий комфорт водителя и пассажиров.

    Общие задачи, разные средства

    Климат-контроль — это, по сути, усовершенствованная версия кондиционера

    У кондиционера и климат контроля немало общих черт, но есть и ряд существенных отличий. Главное сходство — в задачах, которые решают устройства. Главное отличие — в том, каким образом и за счёт чего они это делают.

    Климат-контроль, изобретённый гораздо позже своего собрата, аккумулировал в себе функции кондиционера, усовершенствовав их за счёт многих других возможностей. Это на порядок более умная техника.

    В то время как кондиционер запускается коленчатым валом двигателя авто, климат-контроль начинает работу после запуска электронного процессора. В его работе участвуют многочисленные датчики, отслеживающие температуру в салоне и за его пределами, электрические приводы к заслонкам, отопитель и системы фильтрации.

    Кто провоцирует конфликты в салоне

    Климат-контроль позволяет подобрать оптимальную температуру в салоне

    Климат-контроль умеет сохранять заданную ему водителем температуру (и не давать ей качнуться ни градусом выше или ниже), тогда как кондиционеру этого уже не дано. В определённый момент шофёру придётся включить или снизить обороты кондиционера, потому что в салоне станет слишком холодно или слишком жарко.
    Помимо конструкционных отличий, есть ряд других моментов, которые на первый взгляд не видны:

    • Кондиционер опаснее для здоровья водителя (тем, кто легко простужается, стоит быть осторожными).
    • Кондиционер… провоцирует конфликты в салоне: кому-то из пассажиров от его работы обязательно будет слишком холодно, а кому-то жарко. С климат-контролем, напротив, можно прийти к «температурному консенсусу».
    • Климат-контроль умеет создать одинаковую температуру во всём салоне, тогда как кондиционер не обеспечивает равномерного распределения потоков воздуха.

    Казалось бы, все аргументы в пользу климат-контроля. Но нет. Кондиционер, при существующих минусах, имеет и отличие-преимущество перед климат-контролем. Это его демократичная цена и не столь сложный, как у продвинутого «коллеги», ремонт. Исправление поломки может оказаться очень длительным и обойдётся хозяину авто «в копеечку».

    Оцените статью:

    Поделитесь с друзьями!

    vazweb.ru

    Техносистемы – чем отличается климат-контроль от кондиционера в автомашине

    Уже редко когда увидишь машину, в которой температуру регулируют при помощи открытых окон или печки. Большинство автопроизводителей выпускают модели, где штатная система кондиционирования предусмотрена штатной комплектацией. В качестве дополнительной опции они предлагают климатический контроллер автоматического типа. Разберемся, насколько оправданы дополнительные траты за такое оборудование, и в чем заключаются основные особенности двух систем, обеспечивающих комфортную температуру в салоне авто.

    Разница есть или чем отличается система климат-контроля от кондиционера в техническом плане?


    Многие автовладельцы совсем не видят разницу между этими понятиями. В первую очередь это связано со схожим функциональным назначением климатических систем – поддержание приятного микроклимата в салоне. На самом деле различия весьма значительны. Например, автокондиционер появился намного раньше, чем контроллеры, автоматически регулирующие температурный режим.

    Если выбирать климат-контроль или кондиционер в автомобиле, то стоит учитывать их функциональные особенности:

    1. Автокондиционер отлично помогает в жару, но его работа постоянно нуждается в корректировке.
    2. Климатический контроллер работает в четко заданном температурном режиме, достаточно нажать кнопку «Auto», и можно забыть о настройках.

    К сожалению, не все автомобили способны похвастаться идеальной работой системы климат-контроля, но это уже тема для отдельного разговора. Но одно можно сказать однозначно – отдельный тепловентилятор в салоне не понадобится.

    Особенности автоматической системы


    Чтобы ответить на вопрос, чем отличается климат-контроль от кондиционера, достаточно понять простую вещь. Грубо говоря, это тот самый кондишн, в конструкцию которого внедрены датчики, электроприводы, шина и блок управления. Последний обычно расположен на центральной консоли и осуществляет ряд важных функций:

    • Анализ влажности, внутрисалонной и наружной температур при помощи датчиков.
    • Корректировка скорости вращения вентилятора, положения заслонок и производительности компрессора.
    • Индикация функционирующих режимов и параметров.

    Водитель имеет возможность выключить авторежим работающей системы и самостоятельно подстроить ее производительность на свое усмотрение. С обыкновенным автокондиционером так не поступишь, электронной версии нет, и приходится выполнять манипуляции с переключателями на передней панели.

    Особенности системы кондиционирования

    В отличие от автоматизированного климатического оборудования, панель регулировок состоит, как правило, из механических переключателей. Манипуляторы направления воздушных потоков и регуляторы температуры соединяются тросами с соответствующими заслонками блока печки и кондиционера. Подобный метод организации рециркуляции можно до сих пор встретить в бюджетных моделях.

    Существует еще два способа реализации управления агрегатами:

    • Некоторые производители применяют вакуумный привод, но он также не способен обеспечить авторежим и управляется вручную.
    • Электрические регулировки включают кнопки включения компрессора и корректировки оборотов вентиляторной установки.
    • Электропривод заслонок рециркуляции, где мотор вентилятора оснащен скользящим контактом вместо троса.

    Автоматический климат-контроль или кондиционер в автомобиле – что лучше?

    Все заслонки климатического контроллера оснащены электроприводами, которые связаны с блоком управления. Рециркуляционный привод заслонки имеет два положения: открыто и закрыто. Затворки, отвечающие за направление воздушных потоков и температуру, обладают более сложным алгоритмом работы, допускается любой угол открытия.

    Всем, кто интересуется, чем отличается салонный климат-контроль от кондиционера, будет интересно знать одну важную деталь. У первой системы за скорость вращения лопастей вентилятора отвечает полупроводниковый транзистор, а у второй – простой резистор. Технологическое решение при помощи транзистора реализует широкий спектр вариантов управления:

    • В ручном режиме присутствуют несколько фиксированных ступеней, их число зависит от конструкции поворотной ручки на панели.
    • При включенном автоматическом режиме скоростью вентилятора управляет электронный блок с набором промежуточных скоростных параметров.

    По сравнению с автокондиционером в климатическом контроле задействованы дополнительные датчики. Главными принято считать измерители температуры в салоне и солнечного излучения. Их показания активно используются в работе узла управления, который в свою очередь оперативно корректирует направление воздушных потоков и их температуру.

    Центральный блок климат-контроля руководит исполнительными механизмами через отдельную шину. Но чтобы подключить компрессор, ему приходится отправлять запрос в модуль двигателя. Такой порядок действий распространяется и на ручной способ управления.

    Тотальная инспекция

    Автомобилисты, которые еще не решили, что лучше, климат-контроль или кондиционер в салоне автомобиля, должны учитывать еще одну важную деталь. «Мозговой центр» климатического центра ориентируется на многие показатели:

    • Учитывается температура охлаждающей жидкости ДВС, для чего используется контроллер в блоке печки или в двигателе. Это позволяет оптимально оценить тепловые ресурсы и правильно их распределить.
    • Многозонные климатические системы включают не только многочисленные датчики, расположенные по всему салону, но и дополнительный блок отопителя/кондиционера для задних пассажиров.

    Резюме

    Учитывая количество режимов и способов регулировки, блок управления климатом можно сравнить с электроникой инжекторного мотора. Все это объясняется необходимостью оперативной настройки систем отопления и кондиционирования, чтобы не отвлекать водителя в процессе езды.

    Интеллектуальная климатическая система имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным кондиционером:

    • Автоматическая стабилизация установленной температуры в салоне авто.
    • Селективная направленность воздушных потоков обеспечивает безопасность для здоровья пассажиров.
    • Выполняется регулировка не только температурных параметров, но и влажности.
    • Возможность включения дополнительных функций, например, рециркуляция воздуха без его наружного забора или включение ароматизации.

    autobann.su

    Кондиционер и климат контроль отличия в автомобиле

    Комфортный автомобиль – это теперь не только роскошь, но и обыденность. Все автомобильные производители знают, что современный потребитель ищет именно комфортную машину. Причем это значит, что удобных сидений и кнопок «под рукой» будет недостаточно, ведь для хорошего самочувствия водителя необходима климатическая система. Сегодня мы поговорим о том, что такое кондиционер и климат контроль и в чем их отличия.

    Понятия «климат контроль» и «кондиционер»

    Многие водители путают понятия кондиционер и климат контроль. На самом деле, это разные вещи, которые выполняют схожую функцию. Постараемся максимально раскрыть сущность каждой из систем.

    Работа кондиционера заключается в подогреве или охлаждении воздуха в салоне. Для этого он задувает воздух при помощи вентилятора, который имеет несколько скоростных режимов. Чем быстрее он дует, тем интенсивнее охлаждается воздух, а значит, температура в салоне будет ниже. При переключении его на режим печки, воздух подсушивается и нагревается. И из заслонок выходит теплый поток.

    Управление такой климатической системой осуществляется при помощи механических устройств или же электронных, управляемых специальными выключателями.

    Что касается климат-контроля, то он выполняет схожую функцию, но управляется совсем по-другому. Дело в том, что он предназначен для поддержания заданной температуры, которая выбирается при помощи специального дисплея. То есть, вы задаете нужную величину в градусах и запускаете систему. У ней внутри встроен блок управления, в котором обрабатывается вся нужная информация и передается на исполнительные устройства. Контроль за температурой осуществляется при помощи большого количества датчиков, установленных по всему салону авто.

    Пожалуй, блок и является самым главным отличием, так как он выполняет всю работу за водителя. Это значит, не нужно прислушиваться к своим ощущениям и перенастраивать работу системы кондиционирования, отвлекаясь от дороги. Датчики уже улавливают ту температуру, которая необходима для комфортного пребывания в авто.

    Электронный блок устанавливается за панелью авто и получает всю необходимую информацию с датчиков. Это умное устройство позволяет правильно распределить нагрузку между исполнительными устройствами, а значит, снижает потребляемую энергию.

    Посмотрите видео по теме:

    Особенности использования климат контроля зимой

    Многие климатические системы могут иметь серьезные различия в принципе действия, причем, чаще всего, эти различия проявляются зимой. В основном – это программа прогрева автомобиля, которая подразумевает автоматическое направление воздушных заслонок. В самом начале программы теплый воздух направляет на стекла, чтобы их обогреть, затем, по мере прогрева, заслонки будут направляться на ноги и сидения. Как только двигатель полностью прогреется, а салон автомобиля наберет достаточно тепла, система переведет все заслонки в лицо водителю. Такое положение поможет более комфортно управлять машиной в зимний период.

    Помимо своей основной функции, климат контроль может следить за запотеванием стекол и вовремя отключить климатическую систему, чтобы избежать нарушения обзора за дорогой.

    Как избежать простуды, вызванной кондиционером

    Конечно, комфорт – это хорошо, однако им нужно правильно пользоваться. Ведь если злоупотреблять кондиционером, то можно запросто простудиться. Ведь не все могут удержаться от соблазна и выставить самую минимальную температуру. Чтобы избежать неприятных последствий, поставьте температуру в салоне ниже, чем за окном, примерно на 5 градусов. Постепенно, ее можно будет снизить еще на пять градусов. Таким образом, вы сможете получить приятную атмосферу в салоне и не простудиться.

    Если поездка длительная, то можно снизить температуру еще до более низкой отметки. Тем не менее, делать это нужно постепенно, чтобы организм смог легко перестроиться  под изменения климата.

    Также нужно следить за состоянием салона зимой. Чтобы избежать простуды из-за перепада температур, необходимо сделать так, чтобы внутри машины было не жарко, а тепло.

    Читайте так же

    365drive.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о